Японский танец

Японский танец

Танец в Японии – это нечто большее, чем просто демонстрация грации и пластики тела. Японские танцы подразделяют на направление «май», которое характеризуется ритуальной сдержанностью и «одори», в котором присутствуют движения, максимально приближенные к повседневной жизни.

История возникновения

Направление «май», обозначающее «вращение», своими корнями уходит в ритуальные танцы, которые исполняли храмовые прислужницы, держа в руках ветви бамбука и дерева «сакаки». С течением времени жесты и движения танцовщиц преобразовались – вместо ветвей в руках исполнительниц появились веера. Позднее направление «май» стало неотъемлемой частью театрального искусства «но», где даже шоу балет на свадьбу состоит из одного-двух исполнителей.

японский танецНаправление «одори», обозначающее «прыжок», своими корнями уходит в ритуалы, которые исполнялись представителями буддийской секты «дзедо». Основной акцент сектанты делали на монотонном пении, параллельно с которым они совершали прыжки вверх. Такой танец получил название «нэнбуцу одори». Особенностью этого танцевального направления является то, что в нем особое внимание уделяется музыкальному сопровождению – жесты и движения исполнителей не имеют принципиального значения.

Особенности хореографии театра Кабуки

Этот танец изначально воспринимался в качестве разновидности направления «одори», поскольку его также исполняют под современную японскую музыку. Впервые танец был исполнен в начале VII века в Киото, его продемонстрировала труппа танцовщиц, руководителем которой являлся настоятель храма Идзумо.

Уже в 1629 году указом правительства женщинам запретили исполнять этот танец. На сцене стали появляться молодые мальчики, а после запрета на выступление детей – совершеннолетние юноши. Постепенно кабуки начал приобретать более театральную форму, в нем стали появляться драматические нотки и сюжеты. Именно в такой преобразованной форме танец дошел до наших дней и преподается в более чем 150 школах, где обучают классическим японским танцам.

Современная хореография в понимании японских хореографов имеет специфические очертания. Сегодня все чаще западные пьесы представляют в несколько ином формате, где сочетаются современность и классические японские мотивы. Подобные «эксперименты» позволили актрисам женского пола чувствовать себя на сцене более раскрепощено, смело и даже экспансивно.